В ноябре 2016 года в Севастополе состоялось выездное заседание Изборского клуба. Его результатом стало открытие регионального отделения Клуба в городе-герое. 15 марта 2017 года Изборский клуб организовал проведение в Севастополе «круглого стола» на тему «Уроки истории 1917 – 2017 годов. Идеи Ивана Ильина в преломлении и претворении в современной России».

Актуальность темы очевидна: хотя русский философ И.А. Ильин (1883 – 1954) размышлял над важнейшими проблемами более полувека тому назад, они не потеряли своего значения. Эти проблемы не решены в современной России по сей день: государственное устройство, формирование национальной идеи – эти и другие темы, вехи жизни и философии Ильина осветили в своих докладах и выступлениях местные и федеральные эксперты Изборского клуба.

На заседание Изборского клуба были приглашены директор Севастопольского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова Игорь Андреевич Шевчук и преподаватели филиала.
За «круглым столом» с докладом «Преподавательская деятельность И.А. Ильина в Московском коммерческом институте (РЭУ им.Г.В. Плеханова) выступила кандидат философских наук, доцент кафедры менеджмента туризма и гостиничного дела Лариса Владимировна Арутюнян.

В момент образования Московского коммерческого института, 19 февраля 1907 года, он именовался «Коммерческий институт московского общества распространения коммерческого образования». В тех условиях это было по существу первое высшее учебное заведение России, готовившее коммерсантов высокой квалификации для быстроразвивающихся отраслей народного хозяйства страны. Социально-экономическое развитие России в конце XIX — начала XX веков поставило в число первоочередных задач необходимость подготовки экономистов, финансистов, коммерсантов, товароведов, инженеров.

 

1

 

«Выход в свет» у Ивана Александровича Ильина состоялся в 1912 году, благодаря активной преподавательской деятельности.

 

2

 

Иван Ильин

Ильин преподавал сразу в нескольких местах: в Московском университете, на московских Высших женских курсах и в Московском Коммерческом институте. Особенно ему нравился в этом смысле Коммерческий институт - ныне РЭУ имени Г.В. Плеханова. Тогда это был молодой вуз, открытый в 1907 году иждивением московских предпринимателей.

 

3

 

Заведение было новым, лекции читали молодые преподаватели. Многие годы спустя Ильин с удовольствием вспоминал огромную светлую аудиторию, где он мог читать лекции по два часа.

 

4

 

Надо сказать, в его устройстве в Коммерческий институт отчасти сыграла история с изгнанными профессорами. Пристроил Ильина туда его учитель и оппонент при защите диссертации Павел Иванович Новгородцев (Первый ректор Коммерческого института), с которым Ильин успел по жизни разойтись – в основном из-за того, что тот уговаривал ученика бросить занятия Гегелем.

 

5

 

Однако их свели заново. Сделал это некий Сергей Андреевич Котляревский - историк, правовед, писатель, один из учредителей кадетской партии, депутат I Думы, а также интересный человек.

 

6

 

По словам самого Ильина, Котляревский в уже упоминавшейся истории с массовой отставкой профессоров сыграл неблаговидную роль провокатора: сначала агитировал всех за отставку, потом съездил к министру народного просвещения, и, узнав, что она будет принята, свою отставку взял назад.

Ильин его не любил, его попытки подружиться отвергал, и однажды написал ему «формулирующее письмо» (о пресловутых письмах Ильина – ниже). Котляревский не обиделся, а пригласил его на ужин.
Вскоре как-то случайно ему встретился и сам Павел Иванович, который бывшего ученика признал, обласкал и пообещал ему устройство в Коммерческом. В мемуарах Ильина эта история изложена самым простодушным тоном. Как и другая история, с другими людьми, в результате которой его курс в Университете сделали необязательным, что во время войны (это было уже в 1914 г.) означало отправку на фронт.

Но это было потом. Во время же устройства на курсы интересные люди к Ильину только присматривались, определяли – на что годен. То же делала и публика, которая быстро его заметила.
И.А. Ильин читал курс «общей теории права», «историю философии права», «законоведение», дополнительный курс «значение войны».

Если судить формально, то оратором Ильин был не столь уж и блестящим. Дар устного слова состоит, как минимум, из трёх составляющих – глубокого знания предмета, «чувства аудитории» и умения импровизировать. У Ильина было всё прекрасно с первым, специфично со вторым и плохо с третьим. Знать он знал, много и глубоко. Очень любил председательствовать в разного рода собраниях - и на кафедре вёл себя именно как председательствующий.

Но вот что касается подачи материала – с этим было хуже. Он читал речи по заранее написанному тексту, поскольку чувствовал себя на кафедре вполне хорошо только в том случае, если был совершенно уверен в каждой запятой. Любую помеху воспринимал как личный вызов и не терпел ироничного отношения к предмету. Впрочем, не во всём: чтобы сухой корм, которым он потчевал аудиторию, лучше лез в глотки, он приправлял его остротами, «рассчитанными на невысокий вкус», как деликатно выразился Н.Н. Алексеев.

Однако всё это искупалось одним, но решающим достоинством – лекции Ильина были понятны даже не особо даровитым слушателям. «Ильин умел вдолбить в них [студентов] сухие элементарные понятия», отмечает тот же Алексеев.

И надо признать: с точки зрения студентов, одна лекция Ильина, от которой что-то оставалось в голове, стоила десятка лекций какого-нибудь симпатичного профессора, весельчака и острослова, от которых в голове не оставалось ничего. Так что к Ивану Александровичу слушатели ломились – на лекции в Коммерческом ходили сотни студентов. Сам Ильин приводит цифры: 1200 человек нормально, 900 к концу семестра. Это был успех.

 

7

 

Слушатели Коммерческого института

 

Одновременно он был замечен и людьми поинтереснее. Его начали пускать, а потом и звать во всякие «кружки», а то и «круги». Там, правда, в преподавании элементарных понятиях никто не нуждался, а вот скверные свойства натуры Ильина вылезли на поверхность, обеспечив ему немало врагов.

Ильин относился к тому типу людей, которые принципиально не отделяют идейные и художественные воззрения человека от самого человека. С его точки зрения, тот, кто имеет скверные вкусы и скверные убеждения, сам скверный – и наоборот. 

Испорченный человек может быть талантлив, причём в этом самом таланте может скрываться его лучшая часть. Талант вообще часто оказывается последним прибежищем добродетелей, старательно изгнанных из реальной жизни индивида. Гений и злодейство, при всей своей несовместности, могут разделить жилплощадь и жить в разных комнатах. Правда, гению обычно достаётся худшая, к тому же злодейство рано или поздно выгоняет его и оттуда – но на какое-то время сожительство возможно.
Как мы уже говорили, в 1914 году Иван Александрович чуть не загремел на фронт. Связано это было с тем, что он умудрился поссориться с руководством юрфака, причиной которой стало неправильное поведение Ильина на защите диссертации Струве (того собирались прилюдно унизить). Руководство вуза Ильину отомстило, переведя его семинар в число необязательных. Ильин со скандалом хлопнул дверью и уехал за границу. Война настигла его в Вене, откуда он едва успел удрать. В России он узнал, что необязательность его курса аннулирует освобождение от службы, данное правительством преподавательскому составу университета.

В последний момент, уже явившись для отбывания воинской повинности к местному начальнику, он узнал от него, что существует – якобы – некий тайный циркуляр военного министерства, согласно которому следует освобождать от воинской повинности всю доцентскую молодежь. «И я своею властью, распространительным толкованием закона освободил и Вас» — закончил этот великодушный человек. Фамилия его была Боуман, «из англичан», добавляет Ильин, рассказывая эту историю всё с тем же простодушием.

Не приняв большевизм, Ильин оказался в числе 160 человек на философском пароходе в 1922 году.

 

8

 

Философский пароход

 

Иван Александрович Ильин, большую часть своей жизни проведший вдали от России - в эмиграции - все свои мысли и чаяния посвятил будущему своей родины. В его проектах устройства жизни в России после падения большевистского режима большое место занимают размышления о новой русской школе и о воспитании детей в целом. В книге «Путь к очевидности» немало страниц посвящено задачам воспитания. Обобщенно эти задачи формулируются так: «Чтобы ребенок получил доступ ко всем сферам духовного опыта; чтобы его духовное око открылось на все значительное и священное в жизни; чтобы его сердце, столь нежное и восприимчивое, научилось отзываться на всякое явление Божественного в мире и в людях».
В книге «Взгляд вдаль» об этом же сказано одно фразой «нужно воспитывать в ребенке вкус к добру и любви». То есть открывать для ребенка радость от выбора добра и совершения поступков по любви, а не по неприязни. И при этом должен совершаться именно сознательный выбор, и воспитывать свободного человека, который верует сознательно и поступает не бездумно, а отдавая себе и Богу отчет в том, что он делает. Коротко это можно обозначить словом - ответственность.

На страницах книг Ильина мы найдем размышления о том, какой должна быть система образования в постбольшевисткой России. Ильин отмечает, что одним из «самых тяжелых и опасных наследий революции в России» была утрата настоящего уровня образования. И задачей верующих русских людей является не только воспитание детей в православном духе, но и возdращение должного уровня образования в школы, в высшие учебные заведения.

Ознакомиться с презентацией